Банкротство компании влечет наступление ответственности гендиректора компании и учредителей (акционеров). Однако в ряде случаев финдиректор и главный бухгалтер также могут отвечать по долгам организации перед кредиторами, налоговой и прочими субъектами.
Субсидиарная ответственность (субсидиарка): понятие
Руководящий состав отвечает по долгам компании в субсидиарном порядке. Недостаток активов организации для погашения обязательств является основанием для взыскания личного имущества указанных лиц в пользу кредиторов.
Процедура «субсидиарки» обычно подключается в случае банкротства компании. Когда у предприятия недостаточно средств для погашения долговых обязательств, кредиторы или арбитражный управляющий составляют иск о привлечении к ответственности иных лиц, связанных с управленческой деятельностью организации (ст. 399 ГКРФ).
Примечание: данный инструмент активно применяется на практике, о чем свидетельствует статистика: около 50% всех исков о субсидиарной ответственности удовлетворяются судом.
Для привлечения к «субсидиарке» у лица должен быть статус контролирующего должника (КДЛ). Этот статус присваивается каждому, кто в течение трех лет до объявления несостоятельности юридического лица мог оказывать влияние на финансовые решения компании:
- отдавать распоряжения;
- определять ключевые операции;
- воздействовать на отчетность, платежи.
К таким лицам относятся: генеральный директор, акционеры, главный бухгалтер, финансовый директор.
Несмотря на то, что гендиректор – ключевое лицо, которое принимает основные управленческие решения, главный бухгалтер также будет ответственен перед кредиторами, если его действия или бездействия привели к инициации банкротства. А именно в ходе:
- формирования финансовой, налоговой отчетности;
- контроля над движением денежных средств;
- расчетов с контрагентами, расходованием бюджета.
Рассмотрим подробнее условия, при которых грозит солидарное взыскание задолженности.
За что бухгалтера могут привлечь к субсидиарной ответственности?
По умолчанию главбух не имеет статуса КДЛ, поэтому арбитражному управляющему или кредиторам потребуется доказать данный факт. Для этого необходимо собрать ряд сведений о:
- финансовых операциях за последние три года перед банкротством (нет ли случаев вывода денежных средств, активов компании на имя главбуха или аффилированные с ним лица);
- должностных полномочиях (проверка условий трудового договора, анализ принимаемых решений);
- действиях, принимаемых в процессе работы (оценка степени участия в управлении финансами, проверка исполнения профессиональных обязанностей).
Даже при наличии доказательств статуса КДЛ, субсидиарная ответственность возникает только в том случае, если субъект не сможет доказать суду свою невиновность.
Категории оснований для привлечения к ответственности (по степени вероятности):
- Высокая: действия и бездействия, повлекшие несостоятельность организации.
- Средняя: непредоставление (либо несвоевременное предоставление) документации управляющему.
- Не применяется: отсутствие (несвоевременная подача) заявления о банкротстве. За данное нарушение отвечает генеральный директор.
Наиболее рискованные ситуации для главного бухгалтера:
- искажение финансовой отчетности;
- несоблюдение сроков предоставления документов;
- сокрытие информации о реальном положении дел.
«Повесить» долги компании на бухгалтера возможно только при установлении причинно-следственной связи между его действиями или бездействиями и последствиями.
Как бухгалтеру избежать ответственности?
Единственный вариант исключить риск привлечения к ответственности – предоставить суду следующие доказательства:
- наличие факта своевременной передачи документов. Передача отчетности (описи, электронная переписка, отметки о получении), подтверждение сроков сдачи документов в соответствии с регламентом;
- отсутствия ответственности за утерю документов. Ссылки на должностную инструкцию, разграничивающую зоны ответственности;
- непредоставленные документы не оказали никакого влияния на процедуру банкротства. Например, подтверждение того, что управляющий мог провести процедуру без этих данных;
- наличие объективных причины отсутствия документов. Акт о чрезвычайном происшествии (пожар, потоп), документы о хищении или утере не по вине бухгалтера.
Во избежание потенциальных рисков рекомендуется фиксировать все действия (вести журнал, хранить электронную переписку), строго соблюдать регламенты (должностную инструкцию), а также отказываться от подписания сомнительных документов (можно составить письменно уведомление на имя руководства о наличии рисков).
Важно понимать, что даже при добросовестном выполнении обязанностей можно столкнуться с претензиями со стороны кредиторов. Недостаток знаний в области права может обернуться серьезными последствиями. Поэтому в таких ситуациях рекомендуется обращаться к квалифицированному юристу.
Компания «Бизнес-Юрист» готова грамотно выстроить линию защиты, оспорить необоснованные требования, а также доказать отсутствие причинно-следственной связи между банкротством и действиями бухгалтера.
